Существует несколько видов внимания:
-непроизвольное (вы не ставите цели запомнить, срабатывает иконическая память, и вы без напряжения восстанавливаете все, что когда-то видели или слышали);
-произвольное (есть цель, есть средства, но информация не систематизируется, не классифицируется, не группируется, посторонние мысли отвлекают);
-постпроизвольное (зацепившись за интересную мысль, ваш мозг легко усваивает все, о чём идёт речь).
Информационное погружение - это умение, сталкиваясь с огромным объемом информации, снимать барьер непонимания за счёт чтения, без напряжения. Для этого необходимо, научившись расслабляться, снимать агрессивную задачу "я должен понять и запомнить», тогда вы сможете качественно удерживать информацию с первого предъявления и иметь к ней доступ на протяжении длительного времени.
Век информационный, век технический привели к падению интереса к книгам у подрастающего поколения. Если раньше единственным источником информации были книги, журналы и газеты, то сейчас есть множество иных каналов. Задать вопрос компьютеру, получить в сжатые сроки правильный ответ проще, чем искать этот ответ самостоятельно, прорабатывая гору литературы, анализируя чужие мысли, подгоняя их под задачу поиска. Другие интересы, другие потребности, другая скорость мыслительных процессов, скорость реакций, скорость действий внесли изменения во все сферы жизни. Сегодня совет: «Если хочешь, чтобы дети читали, читай сам», - не всегда срабатывает.
Дети, увлекаясь, например, астрономией могут через видео - ролики на ютубе изучать строение планет и галактик. Вечером они увлеченно перескажут вам все, о чем узнали. Энциклопедия лежит на полке…
Дети постарше, увлекаясь, например, спортом, могут изучить биографии всех знаменитых футболистов с помощью гаджетов. Объем знаний у подрастающего поколения не меньше, чем у нас, выросших в 20 веке, но получен другими способами.
Многие родители понимают, что интеллект ребенка невозможно развить в полной мере, отказавшись от книг. Книги не дают готового ответа на поставленный вопрос, приходится прочитывать десятки страниц, отбирать нужную информацию, умно компоновать ее в соответствии с заданием. Никакой гаджет этому не научит, умение работать аналитически не даст. Но он помогает получить за короткое время ответ на конкретный вопрос, который не требует особых мыслительных процессов. Это тоже надо уметь.
Молодежь живет в другом мире, и похвально, что они умеют использовать различные источники информации. Но во всем нужно знать меру: ребенка надо учить использовать технические новинки для развития, для оперативности получения тех или иных сведений.
Когда видишь родителей, которые вручают, например, сотовый телефон малышу, чтобы он не мешал, и он часами «пропадает» в игрушке…
Нужно в меру использовать все каналы получения информации, выстраивая компилятивный механизм обучения детей.
Васильева Л.Л. (д.п.н.)