Какие рекомендации? Читать больше? Думать во время чтения, о чем читаешь? Именно эти рекомендации чаще всего дают школьные учителя.
Темп чтения не зависит от объема чтения. Ребенок может каждый день читать и час, и два, и три — это никоим образом не скажется на скорости чтения. 30 слов в минуту — это слоговое чтение. Основные причины такого чтения:
Есть комплекс простых упражнений, который позволяет за короткое время «снять» ребенка со слогового чтения.
Вы сами указали в своем вопросе на причину усталости и неэффективности такой работы. Он не в том возрасте, чтобы обучаться методом погружения. Если в течение длительного времени задействованы одни и те же участки головного мозга, наступает умственная усталость и как итог — отторжение информации. Попробуйте перевести на другой режим выполнения домашнего задания: один номер по математике, часть задания по русскому, задание по устному предмету. И по второму кругу. Час — полтора — максимальное время на подготовку к урокам в четвертом классе.
Еще одна причина — отсутствие концентрации внимания. Не может ребенок приказать себе не отвлекаться на посторонние мысли, не реагировать на отвлекающие факторы. Этому надо учить. И не словами, а в ходе выполнения определенных упражнений.
Вы задали несколько вопросов. Причины сложившейся ситуации могут быть и чисто психологическими, и связанными со сформированностью знаний, умений по предметам.
В начальной школе многие дети учатся хорошо, в пятом классе мы их начинаем «терять». Причин несколько:
Возможно, дело в другом. Кратковременная память работает неплохо, а долговременная не развита. Привычка удерживать информацию путем многократного повторения привела к тому, что память не работает, так как зубрежка — это самый неэффективный способ запоминания информации. Память — и смысловую, и слуховую, и зрительную, и моторную — надо целенаправленно тренировать.
Ответ зависит от формулировки вопроса. Если вопрос подразумевает в качестве ответа одно слово, число, факт, то и прозвучать должна именно эта информация. Четкость, лаконичность мышления зависят от умения слышать, давать ответы.
Дети — школьники, учатся в пятом и седьмом классе. Чтобы подготовиться качественно к устным урокам, приходится тратить несколько часов. Чем мы, родители, можем помочь им?
Когда умение так работать с информацией доведено до стадии навыка, то требуются минуты, чтобы усвоить материал любой сложности и объема.
Здесь несколько причин:
Чтобы писать грамотно, ребенок должен звук сопоставить с буквой, представить букву в пространстве, определить условие выбора написания, написать. И все это со скоростью, на которую не способен ни один компьютер. В этой работе участвуют участки головного мозга, отвечающие за зрительную память, скорость зрительного восприятия, наглядно-образную память, пространственное воображение, вербальный интеллект, за анализ и так далее.
Хоть один участок головного мозга не работает, грамотность под вопросом. Это одна из основных причин вопиющей безграмотности многих людей.
Я уже отвечала на аналогичный вопрос. Темп чтения — это одно, усвоение, сохранение и возможность воспроизведения информации — это другое. Память смысловую надо тренировать.
Слоговое чтение — титанический труд для ученика: времени на чтение текста уходит много. Понимание напрямую связано со скоростью чтения, а при таком чтении ребенок не может отследить, как развиваются события. В силу этого нет целостности восприятия информации. И, как итог, нет целостности восприятия информации, нет понимания и запоминания. Приходится перечитывать многократно. Что делать в таком случае? Выполнять комплекс упражнений, позволяющий снять со слогового чтения, развить смысловую память, научить видеть последовательность событий.
Детские стихи заучиваются легко, потому что они понятны. Времена года для ребенка — абстрактные понятия, чаще всего такой материал дети «берут» зубрежкой.
Чтобы ученик мыслил ясно, осваивал вновь поступающую жизненно важную информацию, мог организовать целенаправленно свою деятельность, регулировал процессы мышления и поведения, должна безотказно работать операционная система, расположенная в передней части мозга. У детей с активной операционной системой мозга результаты всегда выше, т.к. они осознанно задействуют при работе оба полушария – и вербальное, и образное.
Рекомендации, которые мы здесь изложим, давно известны.
Ясности мышления и высокой скорости чтения способствует домашняя тренировочная работа. Родители должны знать, как помочь детям, как проконтролировать их работу. Без такого сотрудничества высоких результатов не добиться. Чтобы помощь родителей была эффективнее, надо родителям показать отдельные виды упражнений.
Важна не длительность, а частота тренировочных упражнений.
Если мы хотим помочь своим детям освоить какие-то умения и довести их до уровня навыка, нужно ежедневно проводить с ними небольшие по объему упражнения.
При низкой технике чтения, которой обладают дети, необходимо 30-40 минут, чтобы прочитать коротенький текст. Это очень трудная для ребенка работа. Подобный подход подавляет у ребенка желание читать. Лучше тренировку проводить по 5-7 минут. Пересказ обязателен. Эффективность такой тренировки выше, чем чтение в течение длительного времени за один прием.
Не заучивать, а читать. Чтение скороговорок предназначено только для развития артикуляционного аппарата. Требования к выразительности чтения должны быть снижены. Требования к четкости проговаривания повышены. Не ускорять детей, если у них нарушен фонетический строй речи.
Дома сын читает 75-80 слов, а в школе не более 50
Контроль скорости чтения раз в неделю. Ребята в течение минуты читают текст вполголоса, пересчитывают прочитанные слова, записывают итог. Результат свидетельствует об увеличении скорости чтения на 3-5 слов, но этот контроль позволяет ребенку видеть результаты своего труда. Даже маленький успех ученика должен быть отмечен родителями, учителем. При такой постановке дела дети работают заинтересованно.
Учитываются не только самостоятельные части речи, но и служебные (союзы, предлоги), даже если они состоят всего из одной буквы: интонационная пауза имеет место быть между всеми словами, а это 30 процентов зачетного времени.
И родители, и учителя порой применяют этот прием неправильно. Нельзя сравнивать результаты ученика с результатами других детей: это вызывает отрицательные эмоции. Необходимо внимательно следить за состоянием детей, ни в коем случае не приводя их к отрицательным эмоциям, к негативному отношению к чтению.
Родители должны осознать, что качество обучения детей зависит от умения читать. Полгода работы над этой проблемой позволят заметно улучшить результаты обучения.
Стимулирование учеников при обучении чтению, совместные усилия семьи и школы позволят уже в первом классе выполнить норматив третьего класса 120 слов в минуту.
В 5 лет ребенок должен читать до 50 слов, к моменту поступления в школу - 70-80 слов в минуту. Если ребенок не научился читать, то его интерес к учению значительно падает уже в первом классе.
Чтобы сдать экзамен по литературе, теперь необязательно читать книгу размером в 300 или 500 страниц, вполне достаточно ознакомиться с ее кратким содержанием на 10 страницах.
Введение ЕГЭ, который построен на знании фактов и не требует демонстрации способности работать с информацией, позволяет ответить, что не обязательно. Но давайте думать.
Невероятной популярностью пользуются издания шпаргалок, кратких изложений, пересказов.
Шпаргалка полезна, если ученик составляет ее сам на основе прочтения художественного текста, изучения учебной литературы. В ходе создания шпаргалки он учится структурировать, группировать, классифицировать информацию, компоновать чужие мысли. Хорошая шпаргалка – это показатель гармоничного взаимодействия левого (анализ текста – разделение на составные части, определение их свойств) и правого (синтез – обобщение данных, добытых анализом) полушарий мозга.
«Чужая» шпаргалка очень вредна, если ее использовать в качестве основного учебного пособия. Как любая информационная «вытяжка» из текста, шпаргалка лишена развернутой системы «тезис – аргументы – вывод» и не дает полноценного знания, не формирует навыка работы с текстом, не развивает способности к самостоятельному мышлению. Зато, включая механизм зубрежки, закрепляет привычку к пассивному восприятию информации и формирует ленивый, «малодеятельный» мозг.
Набор академических знаний на сегодняшний день ценится выше задачи развития гармоничной личности, ее способности творчески мыслить. Это причина. А следствием является снижение потребности осваивать достижения человеческой культуры.
- Самому родителю важно быть активным читателем.
- Завести традиции семейного чтения вслух. Регулярно читать книги не только дошкольникам, но и школьникам.
- Подбирать ребенку интересные книги, бывать с ним в книжных магазинах, библиотеках, на выставках.
- Пройти самим курс скорочтения и дать такую возможность своим детям: специалисту легче определить, какие пробелы в воспитании, образовании привели к стойкому неумению (а главное, нежеланию) работать с художественной и учебной литературой.
Согласна, но при условии, что вы читаете художественный текст, располагаете достаточным временем, и нет необходимости работать с большим объемом информации. Надо уметь в зависимости от цели чтения переключаться с медленного чтения то на просмотровое, то на сканирование, то на выборочное.
Чаще всего на провалы в памяти жалуются люди, которые много и напряженно работают, то есть люди самого плодотворного возраста — от 20 до 50 лет. Любой познавательный процесс затрудняется. Процесс угасания интеллектуальных способностей постепенно нарастает. Вы уже отметили ухудшение памяти, но большинство молодых людей обращают на это внимание только тогда, когда информационная перегрузка, хроническая нехватка времени выходят на передний план. Причина слабеющей памяти может быть связана с:
Функции мозга прекрасно поддаются изменению. Упражнения для мозга изменяют качество нервных клеточных окончаний, увеличивают силу передачи нервных импульсов, улучшают и защищают память, увеличивают скорость мыслительных процессов, делают наш ум подвижным, живым. В ходе тренинга мозговые клетки изменяются мгновенно, независимо от того, отслеживает это человек, или нет. Усиливаются все химические и нейрохимические реакции. Клетки больше вбирают электрохимической энергии, образуются новые связи, восстанавливаются нервные окончания, улучшаются рецепторные структуры, функции мозга восстанавливаются в целом.
Добрый день! Меня зовут Карина.
Я — менеджер по работе с клиентами.
Как Вас зовут?
Не найдено ни одного города.
Выберите другой город или перейдите на сайт по Екатеринбургу, т.к. в нем находится наш главный офис.