Warning: Invalid argument supplied for foreach()
/var/www/chitai2/data/www/chitai.ru/site/plugins/Work/classess/Work.inc.php on 124
Проблемы и вопросы онлайн образования — Международная школа скорочтения и управления информацией Васильевой Лидии Львовны

Цифровизация образования, тренд или необходимость

Аннотация.

В статье дан обзор и трактовка современных точек зрения относительно процесса цифровизации в мире и России. Обоснована необходимость данного процесса, поставлены задачи, требующие детального изучения для выработки дальнейшей стратегии развития цифровизации образования в России.


 

Масштабная цифровизация наряду с глобализацией экономических систем приводит к необходимости поиска новых форм организации всех сфер жизни. Образование – первая система, требующая трансформации и адаптации в новых реалиях.

Международная конференция EDCRINCH «Точка перегиба» продемонстрировала всем участникам, что цифровизация стала приоритетным национальным проектом и предполагает кардинально другой подход к управлению образовательными процессами. Стандартные, с точки зрения спикеров, давно применяемые методы и алгоритмы уходят в прошлое. В рамках конференции сложились несколько точек зрения:

1 точка зрения основывалась на том, что трактование цифровизации как продолжения автоматизации и информатизации процессов неправильно. Объяснялась такая точка зрения тем, что цифровая революция, свидетелями и участниками которой мы являемся, затрагивает как основы общества, так и способы коммуникации.

2 точка зрения основывается на том, что цифровизация - это закономерный процесс, который надо принять как данность. И речь чаще шла о конкретном опыте внедрения. При этом нет мотивированного мнения, какой результат получат дети по итогам обучения. Информация о том, «сейчас подключено в 17 странах 80 000 учеников, по плану 120 000» не содержательна и свидетельствует лишь о планах бизнесмена на прибыль. Нужны эмпирические данные:

- сколько человек приступили к обучению; - сколько прошли полный курс; -каковы результаты по всем заложенным параметрам интеллекта (это база для формирования знаний, умений, навыков);

-какова скорость мыслительных процессов, скорость реакций, скорость действий; -каков уровень оперативности мышления (умение за ограниченное время при условии одновременной подачи информации переключаться с одного вида мыслительной деятельности на другой);

-нужен полный анализ выполнения заданий, чтобы понять, где отлично, где хорошо, на что надо обратить внимание;

- нужны варианты диагностической корректировки процесса обучения конкретного человека.

Цифровизация образования – данность, с которой уже не поспоришь. Первым предвестником цифрового будущего лет 10-12 назад стали электронные курсы. Цифровое образование за эти годы потеснило классическую форму обучения «учитель – ученик» во многих сферах: изучение иностранных языков, появление цифрового телевидения; электронные научные журналы; профессиональные курсы; репетиторы по школьным и вузовским предметам и т.д., поскольку: исчезнет необходимость содержать огромное количество учебных аудиторий; образование становится доступным для всех желающих независимо от места проживания; обучающиеся будут вправе сами определять, какие предметы, в каком объеме изучать; исчезнет необходимость находиться в учебной аудитории; исчезнет необходимость тратить в условиях современного мегаполиса и постоянных пробок время на дорогу; появится возможность изучать материал того преподавателя, который не только лучше знает свой предмет, но и может передать эти знания ученикам; не будет необходимости разыскивать необходимую учебную литературу; обучающийся сам сможет формировать запрос на получение знаний по конкретным предметам и включаться в процесс обучения в удобное для него время; появится реальная возможность сократить сроки обучения, составив более плотное расписание занятий, заниматься в удобное время; адаптироваться в короткие сроки к уровню требований учебного заведения; облегчить процесс восприятия и усвоения информации.

Но те события, которые происходят сейчас, требуют серьезного осмысления. Мнения разошлись: наряду с серьезными исследованиями существует немало откровенно некомпетентных оценок, предложений, направленных на бизнес, а не на реформирование образовательного процесса в соответствии с требованием времени. А требование, как это ни странно, одно – повысить качество обучения. Разум должен преобладать над стремлением встроиться в процесс цифровизации, слепо копируя другие страны, получить доступ к государственным финансам и кошелькам родителей.

Вопросы и задачи, которые требуют серьезного исследования:

1.Проанализировать положение дел в образовании, не ограничиваясь пределами Москвы и Московской области.

2.Получить развернутую информацию о том, как цифровизация образования влияет сейчас и повлияет на качество образовательных услуг и развитие обучающихся?

3.Какой материальной базой располагают школы, колледжи и институты?

4.Каков уровень компетенций преподавателей, которые будут разрабатывать содержательную часть программ?

5.Каков уровень компетенций IT-специалистов, которые будут разрабатывать и поддерживать техническую образовательного.

6.Получить информацию о тех продуктах, которые реально оказались полезными и дают гарантированный результат именно в плане знаний, умений, навыков (большинство программ являются игровыми, зрелищными, но не обучающими).

7.Что в конечном результате цифровизация образования даст стране, обществу, конкретному человеку?

8.Чем цифровая школа, институт по итогам обучения будут отличаться от обычного?

9.Каковы преимущества цифровизации в сфере общеобразовательной школы (с высшей школой все более или менее понятно, так как там предметное, профессиональное обучение и ни по одному предмету не предусмотрена работа по совершенствованию умений работать с источниками информации)?

10.Что такое проектный подход и как изменится образование на всех уровнях?

11.Как цифровизация образования повлияет на качество наших выпускников в школах? Помним, что в 1987 году были опубликованы данные, что читать, согласно нормативного государственного документа «Примерные характеристики учебно-познавательных процессов», умели 4 % выпускников. За истекшие 32 года я не нашла статистики. Чтение – базовое умение обучающихся, следовательно, речь должна идти о 96 % выпускников с функциональной безграмотностью. Какого же уровня абитуриенты приходят в наши Вузы?

Это лишь верхушка айсберга: вопросам нет конца. И выход один: участие в этом процессе не столько и не только бизнесменов «от образования», но и профильных разумных специалистов, которые обладают компетенциями для создания результативной системы образования, базирующейся на принципах традиционной школ с применением последних цифровых технологий и технических решений.

Добрый день! Меня зовут Карина.
Я — менеджер по работе с клиентами.
Как Вас зовут?

Заказать звонок

Ваш город: Екатеринбург?
Да Нет
Ваш город:
Пожалуйста, введите название Вашего города или выберите его из списка
Алматы Анапа Арамиль Арти Астана Барнаул Батайск Белгород Белореченск (Краснодарский край) Бердск Березовский Берлин Верхняя Пышма Воронеж Всеволожск Горный Щит Дегтярск Дюртюли Екатеринбург Заречный Златоуст Иваново Казань Каменск-Уральский Караганда Керчь Киев Киров Краснотурьинск Курган Магнитогорск Мегион Миасс Москва Надым Наро-Фоминск Нефтекамск Нефтеюганск Нижневартовск Нижний Новгород Нижний Тагил Новокузнецк Новороссийск Новосибирск Новоуральск Новый Уренгой Ноябрьск Одинцово Озерск Оренбург Орск Пенза Первоуральск Пермь Петергоф Полевской Прага Пушкин Ростов-на-Дону Рязань Салават Самара Санкт-Петербург Саратов село Курганово, Свердловской области Смоленск Среднеуральск Ставрополь Стерлитамак Сургут Сухой Лог Сысерть Таганрог Темиртау Темрюк, Краснодарский край Томск Троицк Туймазы Тюмень Уфа Ханты-Мансийск Челябинск Щелково Энгельс Якутск Ярославль

Не найдено ни одного города.

Выберите другой город или перейдите на сайт по Екатеринбургу, т.к. в нем находится наш главный офис.