Warning: Invalid argument supplied for foreach()
/home/clients/chitairu_ftp0/domains/chitai.ru/html/site/plugins/Work/classess/Work.inc.php on 124
Проблемы и вопросы онлайн образования — Международная школа скорочтения и управления информацией Васильевой Лидии Львовны

Цифровизация образования, тренд или необходимость

Аннотация.

В статье дан обзор и трактовка современных точек зрения относительно процесса цифровизации в мире и России. Обоснована необходимость данного процесса, поставлены задачи, требующие детального изучения для выработки дальнейшей стратегии развития цифровизации образования в России.


 

Масштабная цифровизация наряду с глобализацией экономических систем приводит к необходимости поиска новых форм организации всех сфер жизни. Образование – первая система, требующая трансформации и адаптации в новых реалиях.

Международная конференция EDCRINCH «Точка перегиба» продемонстрировала всем участникам, что цифровизация стала приоритетным национальным проектом и предполагает кардинально другой подход к управлению образовательными процессами. Стандартные, с точки зрения спикеров, давно применяемые методы и алгоритмы уходят в прошлое. В рамках конференции сложились несколько точек зрения:

1 точка зрения основывалась на том, что трактование цифровизации как продолжения автоматизации и информатизации процессов неправильно. Объяснялась такая точка зрения тем, что цифровая революция, свидетелями и участниками которой мы являемся, затрагивает как основы общества, так и способы коммуникации.

2 точка зрения основывается на том, что цифровизация - это закономерный процесс, который надо принять как данность. И речь чаще шла о конкретном опыте внедрения. При этом нет мотивированного мнения, какой результат получат дети по итогам обучения. Информация о том, «сейчас подключено в 17 странах 80 000 учеников, по плану 120 000» не содержательна и свидетельствует лишь о планах бизнесмена на прибыль. Нужны эмпирические данные:

- сколько человек приступили к обучению; - сколько прошли полный курс; -каковы результаты по всем заложенным параметрам интеллекта (это база для формирования знаний, умений, навыков);

-какова скорость мыслительных процессов, скорость реакций, скорость действий; -каков уровень оперативности мышления (умение за ограниченное время при условии одновременной подачи информации переключаться с одного вида мыслительной деятельности на другой);

-нужен полный анализ выполнения заданий, чтобы понять, где отлично, где хорошо, на что надо обратить внимание;

- нужны варианты диагностической корректировки процесса обучения конкретного человека.

Цифровизация образования – данность, с которой уже не поспоришь. Первым предвестником цифрового будущего лет 10-12 назад стали электронные курсы. Цифровое образование за эти годы потеснило классическую форму обучения «учитель – ученик» во многих сферах: изучение иностранных языков, появление цифрового телевидения; электронные научные журналы; профессиональные курсы; репетиторы по школьным и вузовским предметам и т.д., поскольку: исчезнет необходимость содержать огромное количество учебных аудиторий; образование становится доступным для всех желающих независимо от места проживания; обучающиеся будут вправе сами определять, какие предметы, в каком объеме изучать; исчезнет необходимость находиться в учебной аудитории; исчезнет необходимость тратить в условиях современного мегаполиса и постоянных пробок время на дорогу; появится возможность изучать материал того преподавателя, который не только лучше знает свой предмет, но и может передать эти знания ученикам; не будет необходимости разыскивать необходимую учебную литературу; обучающийся сам сможет формировать запрос на получение знаний по конкретным предметам и включаться в процесс обучения в удобное для него время; появится реальная возможность сократить сроки обучения, составив более плотное расписание занятий, заниматься в удобное время; адаптироваться в короткие сроки к уровню требований учебного заведения; облегчить процесс восприятия и усвоения информации.

Но те события, которые происходят сейчас, требуют серьезного осмысления. Мнения разошлись: наряду с серьезными исследованиями существует немало откровенно некомпетентных оценок, предложений, направленных на бизнес, а не на реформирование образовательного процесса в соответствии с требованием времени. А требование, как это ни странно, одно – повысить качество обучения. Разум должен преобладать над стремлением встроиться в процесс цифровизации, слепо копируя другие страны, получить доступ к государственным финансам и кошелькам родителей.

Вопросы и задачи, которые требуют серьезного исследования:

1.Проанализировать положение дел в образовании, не ограничиваясь пределами Москвы и Московской области.

2.Получить развернутую информацию о том, как цифровизация образования влияет сейчас и повлияет на качество образовательных услуг и развитие обучающихся?

3.Какой материальной базой располагают школы, колледжи и институты?

4.Каков уровень компетенций преподавателей, которые будут разрабатывать содержательную часть программ?

5.Каков уровень компетенций IT-специалистов, которые будут разрабатывать и поддерживать техническую образовательного.

6.Получить информацию о тех продуктах, которые реально оказались полезными и дают гарантированный результат именно в плане знаний, умений, навыков (большинство программ являются игровыми, зрелищными, но не обучающими).

7.Что в конечном результате цифровизация образования даст стране, обществу, конкретному человеку?

8.Чем цифровая школа, институт по итогам обучения будут отличаться от обычного?

9.Каковы преимущества цифровизации в сфере общеобразовательной школы (с высшей школой все более или менее понятно, так как там предметное, профессиональное обучение и ни по одному предмету не предусмотрена работа по совершенствованию умений работать с источниками информации)?

10.Что такое проектный подход и как изменится образование на всех уровнях?

11.Как цифровизация образования повлияет на качество наших выпускников в школах? Помним, что в 1987 году были опубликованы данные, что читать, согласно нормативного государственного документа «Примерные характеристики учебно-познавательных процессов», умели 4 % выпускников. За истекшие 32 года я не нашла статистики. Чтение – базовое умение обучающихся, следовательно, речь должна идти о 96 % выпускников с функциональной безграмотностью. Какого же уровня абитуриенты приходят в наши Вузы?

Это лишь верхушка айсберга: вопросам нет конца. И выход один: участие в этом процессе не столько и не только бизнесменов «от образования», но и профильных разумных специалистов, которые обладают компетенциями для создания результативной системы образования, базирующейся на принципах традиционной школ с применением последних цифровых технологий и технических решений.

Добрый день! Меня зовут Карина.
Я — менеджер по работе с клиентами.
Как Вас зовут?

Заказать звонок

Ваш город: Екатеринбург?
Да Нет
Ваш город:
Пожалуйста, введите название Вашего города или выберите его из списка
Алмата Анапа Арти Барнаул Батайск Белгород Белореченск (Краснодарский край) Березовский Берлин Братск Верхняя Салда Воронеж Всеволожск Горно-Алтайск, Республика Алтай Горный Щит Дегтярск Дзержинск Дюртюли Екатеринбург Есиль Заречный Златоуст Казань Каменск-Уральский Караганда Керчь Киев Киров Краснотурьинск Курган Магнитогорск Мегион Миасс Москва Наро-Фоминск Нефтеюганск Нижневартовск Нижний Новгород Нижний Тагил Новокузнецк Новороссийск Новосибирск Новоуральск Новый Уренгой Ноябрьск Нур-Султан Одинцово Озерск Оренбург Орск Пенза Первоуральск Пермь Петергоф Полевской Прага Пушкин Ростов-на-Дону Рязань Салават Самара Санкт-Петербург Саратов Севастополь село Курганово, Свердловской области Смоленск Среднеуральск Ставрополь Стерлитамак Сургут Сухой Лог Таганрог Темиртау Темрюк, Краснодарский край Томск Троицк Туймазы Тюмень Уфа Ханты-Мансийск Челябинск Щелково Энгельс Якутск Ярославль

Не найдено ни одного города.

Выберите другой город или перейдите на сайт по Екатеринбургу, т.к. в нем находится наш главный офис.