тел. +7 /922/ 298-34-34, +7 /343/ 30-20-220, info@chitai.ru
Франшиза Международная школа Л.Л. Васильевой на БИБОСС

Семейному образованию быть

Цель создания Центра поддержки семейного образования – помочь встать на ноги любому ребенку, не сломать, не отбить желание познавать этот мир, научить получать радость от новых знаний и умений. Все просто и понятно. Мы понимаем, что общественные школы не предоставляют такой возможности в силу отсутствия индивидуального подхода.

Семейное образование – это одна из законных форм образования в России, которая идеально подходит для большинства малышей начальной школы. Оно прекрасно, так как позволяет найти ту форму подачи учебного материала, которая подходит этому ребенку, развивая в полном объеме его задатки.

Несмотря на разнообразие форм и концепций современного образования, выбрать ребенку подходящую школу зачастую нелегко. А ведь детей можно учить и дома – Закон позволяет.

Официально такая форма называется семейным образованием, и разрешена с 1992 года.

Мы можем говорить, о чем угодно – о политике, экономике, кризисе, но это преходящая тема. Была, есть и будет только семья. Мир в семье дает всем ощущение счастья, защищенности…

Сегодня часто слышны тревожные восклицания о поколении 15-20-летних: ничего не умеют, ни к чему не стремятся и ни с чем не справляются. Виноватых ищут в школе, университете, на работе. Учиться молодежи, якобы, не дает несовершенная учебная программа, а работать – безответственный и предвзятый работодатель. Этот перечень причин, взятых из внешнего мира, бесконечен. Давайте рассмотрим эту ситуацию с точки зрения семьи.

Детей лихих 90-х принято называть «брошенными детьми», так как поколение родителей было дезориентировано новым политическим строем и экономической ситуацией. Им пришлось разбираться с новыми реалиями, формировать отношение к жизни и модель поведения в обществе. Мир новых ценностей включал в себя успехи во всех областях деятельности (даже преступной), но не включал успехи по воспитанию детей. Это время возникновения армии неквалифицированных нянь, гувернанток, репетиторов, домашних учителей. Дети были отданы им на «съедение» и ответили нам адекватно – они не развиты при всем многообразии посещаемых кружков, секций, школ.

Сегодняшние родители занимаются повторением ошибок, не опасаясь потерять и следующее поколение. Противоядие простое – детьми надо заниматься самим всегда и везде. Тогда они чувствуют присутствие родителей зримо и незримо и любое свое действие соотносят с мнением и видением своей семьи.

Мы – проводники наших детей в эту жизнь

Знаете ли вы, как зовут родителей Александра Сергеевича Пушкина? Думаю, большинство задумается. А имя няни поэта помните? Можно не сомневаться: весь мир сотни лет с чувством благодарности вспоминает Арину Родионовну. Не загубила, а взрастила, взлелеяла, вдохновила и воспитала в нем Русский дух. А какой дух воспитывают в наших детях современные няни?

Рождение ребенка для двоих взрослых детей – это навсегда. Никто кроме родителей, бабушек и дедушек нашему ребенку в первые годы не нужен и не может быть полезен. Ведь ребенок рожден похожим на нас и изначально способен услышать и понять только нас. Как с первых минут своей жизни он различает мамину улыбку, папины руки и бабушкин голос, так и все в мире он способен увидеть только нашими глазами. Мы – проводники наших детей в эту жизнь. Скорость и качество движения задаем только мы. Если дети переданы в чужие руки – это остановка надолго или навсегда.

Отношение к детям сегодня напоминает отношение к компьютеру. Мы пичкаем детей разными программами и считаем себя крайне эффективными родителями. Истинная задача родителей – воспитать личность, а это возможно сделать только личным примером. Чтение книги не привлекает ни детей, ни родителей, ни домашних воспитателей. А что можно ожидать от ребенка, если понятие интеллект у взрослых не востребовано как критерий для раннего развития. Если ребенок никогда ни папу, ни маму не видел за книгой. Если в семье нет традиции учиться.

Необходимо знать, что до 4-х лет формируется 50%, до 6-ти – 80% вербального интеллекта. За каждый упущенный год ребенок будет отрабатывать в течение трех лет и, тем не менее, не сможет полностью раскрыть свой потенциал. Требования многих родителей по отношению к малышу ограничиваются – одет, накормлен, устроен в детский сад, посещает все секции, которые только можно себе вообразить. Но хотелось бы обратить внимание еще на одну сторону развития. Важна система занятий с детьми, дисциплина умственного труда. Умение доводить начатое дело до конца формируется на этом этапе только в семье.

Надо четко понимать, что все учебные заведения с самыми совершенными программами не способны дать знания, если в семье не подготовили детей на всех этапах их развития к каждому новому делу в их жизни: к первому шагу, саду, школе, университету, работе. Только в этом случае они смогут воспользоваться и получить достойный результат в любой сфере деятельности. Любые усилия семьи в плане развития создают движение и рост.

В чем состоят преимущества и сложности в случае выбора семейной формы обучения?

Индивидуальное обучение позволяет максимально реализовать индивидуальный подход к обучающемуся. Дети сохраняют интерес к познанию и показывают лучшие результаты по сравнению со своими сверстниками.

Аргумент «против» – это отсутствие у родителей педагогической подготовки и глубоких знаний по всем преподаваемым дисциплинам. Теоретически этот аргумент выглядит очень убедительно, но на практике он зачастую разбивается о примеры, с одной стороны, вопиющей некомпетентности и педагогической несостоятельности, демонстрируемой нередко школьными учителями. Многие эксперты говорят о необходимости организации консультационных центров в помощь семьям, выбравшим этот вид обучения. От родителей, занимающихся образованием детей в семье, требуется высокий уровень моральной зрелости и психологической готовности. По статистике, около 100 тысяч семей в России ежегодно проходят обучение в форме экстерната или семейного образования. С момента принятия действующего сегодня закона Российской Федерации «Об образовании» опыт семейного обучения получили в общей сложности более 1,5 млн. россиян.

7 признаков того, что Вашему ребенку требуется альтернативный подход в обучении

Разобраться с тем, чем вызвано нежелание посещать школу – капризом или криком души – помогут 7 признаков того, что ребенок нуждается в альтернативных способах обучения:

  • Ребенок говорит, что ненавидит свою школу.
  • Ребенок приходит домой из школы уставшим и раздражительным.
  • Ребенок жалуется на школьные конфликты или несправедливость.
  • Ребенок перестал заниматься просто так, ради удовольствия, и тратит на выполнение домашней работы минимум усилий.
  • Ребенок оттягивает выполнение домашнего задания. Это является сигналом того, что домашняя работа не соответствует его потребностям и может привести к подавлению его природной любознательности.
  • Ребенок не говорит о том, что интересного происходит в школе. В этом случае ребенка в школе ничто не интересует, и образование не является для него ни веселым, ни живым, ни привлекательным.
  • Школьный психолог или сотрудники учебного заведения считают, что у ребенка расстройство типа СДВГ и рекомендуют принимать ему лекарства для коррекции поведения. Родителям следует быть крайне аккуратными с такими диагнозами и помнить, что они, по большей части, обеспечивают лишь дисциплинарный контроль.

При обнаружении у ребенка хотя бы нескольких данных признаков, родителям необходимо задуматься об альтернативном варианте обучения своего ребенка. Не стоит ждать, когда образовательная система изменится. Лучше взять ответственность за своего ребенка и найти такие формы обучения, которые подойдут именно ему.

При написании статьи были использованы «Комментарии Национального института развития современной идеологии».

Но может и не стоит сразу отказываться от "всех благ" школы? Элементарная логика говорит: если разделить 40 минут на 20 учеников, то в лучшем случае только 2 минуты за урок учитель сможет уделить внимание вашему чаду. При 6-ти часовом учебном дне ребенок получает в школе внимание не более 10 мин. В рамках данной системы с этим ничего поделать нельзя, как и нельзя, полностью, исключить фактор "среднего темпа", когда одни дети постоянно не поспевают за другими, смиряясь с мыслью быть "отстающими, а другие – вынуждены тормозить свою мысль, дожидаясь основной массы.

Было бы несправедливо, говоря об школьных учителях, не выразить благодарность тем, благодаря энергии которых человечество окончательно не деградировало. Речь о великих педагогах прошлого и настоящего. К сожалению, полностью остановить деградацию человеческого сознания они не смогли.

Последние 20 лет смелые родители детей обучали и продолжают обучать дома. У меня есть коллега, которая решила – лучше меня никто моих детей не обучит. И дочь, и сын, закончив школу, без проблем поступили в медицинский институт. Плюс данной ситуации: их никто никогда не ломал, они приучены к самостоятельности в плане получения знаний. С учебой никаких проблем не было. Занимаясь дома, по времени в несколько раз меньше, они опережали своих сверстников. Учебники выбирали сами. Поступали в соответствии с опытом, знаниями и чувствами. Все естественно, радостно и прекрасно.

Несколько замечаний.

В семейном обучении ничего нового нет. В каждой семье, в той или иной степени, родители участвуют в обучении своих детей. Отличие – в полной ответственности и в исключении системы.

Мы ни в коем случае не собираемся агитировать за семейное образование. Если родители чувствуют в себе силы дать своим детям больше, чем дает школа, у них получится. И закон на их стороне.

г. Екатеринбург:
ул. Бажова, 70
галерея “Тихвинъ”, ул. Хохрякова, 48
Циолковского, 27
8 (922) 298–34–34
8 (950) 193-55-89
8 (343) 213-20-06