Warning: Invalid argument supplied for foreach()
/home/clients/chitairu_ftp0/domains/chitai.ru/html/site/plugins/Work/classess/Work.inc.php on 124
Повышение эффективности обучения через трансформативно-развивающие технологии — Международная школа скорочтения и управления информацией Васильевой Лидии Львовны

Повышение эффективности обучения через трансформативно-развивающие технологии

ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ ЧЕРЕЗ ВНЕДРЕНИЕ ТРАНСФОРМАТИВНО – РАЗВИВАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ

Аннотация.
В статье автор раскрывает суть трансформативно – развивающего обучения и адаптивных технологий, цель которых – развитие интеллектуальных способностей обучающегося с учетом индивидуальных и возрастных особенностей. Также автор подчеркивает целесообразность внедрения ТРО – технологий в учебный процесс общеобразовательной школы.

Введение.
За последние десятилетия объем информации увеличился многократно. Наше умение работать с ней, переводить в практическую плоскость осталось на прежнем уровне. Интенсивное развитие информационных технологий в совокупности с развитием научного прогресса приводят к необходимости совершенствования механизма обучения.

Трансформативно - развивающие технологии развития интеллектуальных способностей человека учитывают естественные интересы и индивидуальные особенности людей разных возрастных групп, позволяют оптимизировать интеллектуальные процессы. Чем лучше мозг кодирует информацию, тем лучше запоминает, так как перекодировка информации обучает человека думать.

Современное образование предусматривает в качестве основного информативный путь обучения. Но этот способ обучения не может решить проблемы адаптации человека и общества ко все возрастающему объему информации, так как уровень наших умений остается на том же уровне.

Трансформативно-развивающий путь обучения базируется на адаптивных технологиях развития интеллектуальных способностей человека, которые позволяют человеку переводить полученные знания в практическую область, оптимизируют мыслительные процессы, развивают скорость мышления, скорость реакций, скорость действий.

Цель исследования. Анализ и обоснование необходимости внедрения методик трансформативно – развивающего обучения в образовательные учреждения дошкольного, школьного, среднего и высшего образования.

Методы исследования. Анализ, общенаучный (логический, индуктивный, дедуктивный, аналогий), конкретно – научные и эмпирические (сравнительного анализа научных источников информации и продуктов учебной и профессиональной педагогической деятельности, наблюдения, педагогического эксперимента, педагогического тестирования).

Результаты исследования и их обсуждение.

1. В настоящее время в системе образования РФ разрабатывается большое количество новых стандартов, приемов и программ. Однако, результаты реформирования вызывает определенную критику со стороны научно – педагогического общества. Консервативные педагогические технологии, на которых базируется образование в школах, не дают желаемого результата. Нареканий к объему и качеству знаний учеников все больше и больше. Для того, чтобы адаптировать обучающихся к растущим требованиям, необходимо в общеобразовательной школе, начиная с первого класса, должна быть построена система обучения, которая предусматривает:

2. В начальных классах обучение по трансформативно-развивающим методикам, которые ориентируются на индивидуальные особенности обучающегося, их изменения по ходу развития. Обучение по заявленным методикам должно создать фундамент для последующего качественного обучения в плане интеллекта (в том числе эмоционального), перевести ученика на внутренний контроль, сформировать базу знаний, умений, навыков для последующего обучения в школе.

В средних классах предметное обучение параллельно с трансформативно-развивающими методиками должно гарантировать развитие всех параметров интеллекта, сформировать знания, умения, навыки, повысить роль самомотивации в плане социальной зрелости. Под социальной зрелостью понимается умение вести себя в соответствии с теми нормами, которые приняты в обществе, нести ответственность за свои поступки и объективно оценивать свои возможности.

3. В старших классах предметное обучение параллельно с обучением по ТРО методикам должно гарантировать гибкость, нестандартность мышления, умение работать с огромными объемами информации и на базе полученных знаний создавать новую; способность принимать точные своевременные решения; повысить внутреннюю мотивацию на достижение результатов; научиться управлять своим эмоциональным состоянием, раскрыть творческие способности; повысить скорость усвоения иностранных языков.

4. В профессиональной деятельности обучение по ТРО позволяет:

- повысить производительность труда;

- сэкономить время на работу с документацией;

- научиться быстрой мобилизации перед важными мероприятиями;

- защититься от стрессов и нервных перегрузок.

Основные характеристики ТРО рассматриваются в разрезе практических и прикладных рекомендаций, которые позволяют овладеть различными видами чтения. Данная технология создает фундамент для дальнейшего обучения, в ходе выполнения простых оригинальных упражнений, ограничения по времени, применения алгоритмов обучает мозг комбинировать классифицировать, систематизировать, группировать, объединять, сравнивать информацию.

На примере Тренингового центра «Международная школа Васильевой Л.Л. Управление информацией. Скорочтение» рассмотрим трансформативно – развивающие технологии, которые направлены на развитие интеллектуальных способностей человека и представлены несколькими комплексами:

1. Комплекс упражнений на развитие вербального интеллекта

. Направлен на формирование:

- понимание слов и значений;

- понимание слов и значений в их взаимосвязи;

- понимание слов и значений в их взаимосвязи и умение мыслить по аналогии;

- выделение существенных признаков предметов;

- активизация лексикона;

- навыки анализа предложений.

2. Комплекс упражнений на развитие гибкой стратегии чтения базируется на умениив зависимости от цели выбирать вид чтения:

– углубленное – пословное считывание информации;

– сканирование – умение видеть дату, имя, факт, географическое название. Этот вид чтения позволяет за ограниченное время увидеть суть информации;

– выборочное – умение в зависимости от цели реагировать только на нужную информацию;

– просмотровое – предварительное считывание информации;

– панорамное – умение читать выше 1000 слов за минуту, в активном режиме «сбрасывать» избыточную информацию, видеть смысловую часть (тезис, доказательство, вывод), ориентироваться в развитии мысли автора.

Данный комплекс упражнений характерен для всех методик для взрослых и детей.

3. Комплекс упражнений на развитие индуктивности мышления, ритма мысли, нарушения мысли. Индуктивность мышления, ритм мысли умение структурировать, группировать, классифицировать информацию, удерживать огромные объемы за ограниченное время за счет одновременного включения правого и левого полушарий.

Комплекс упражнений на развитие наглядно-образной, зрительной памяти, скорости восприятия в зрительной области:

Данный комплекс упражнений характерен для всех методик, вне зависимости от возраста, так как за пространственные отношения, наглядно-образную память отвечает правое полушарие. Его необходимо реанимировать (активизировать) так как это полушарие отвечает и за считывание подтекста, и за целостность восприятия информации (основополагающие составляющие осмысленного и качественного усвоения информации.

4. Комплекс упражнений на развитие смысловой памяти.

Данный комплекс упражнений характерен для всех методик, т.к. механическое чтение не позволяет впоследствии восстановить в памяти полученные знания, перевести их в практическую плоскость.

5. Комплекс упражнений на развитие слуховой и моторной памяти.

Отсутствие навыков слышать смысловую часть информации в активном режиме, использовать ее является препятствием в информативном обучении (школы, вузы, семинары, тренинги). Целенаправленная работа позволяет наработать навык работы с подобной информацией.

6. Комплекс упражнений на психомоторное развитие.

– развитие мелкой моторики связано с развитием левой височной и левой лобной областей головного мозга, которые, в свою очередь, «отвечают» за формирование многих сложнейших психических функций и учебных навыков;

– упражнения для глаз: стабилизация зрения, укрепление зрительных мышц, нормализация давления внутриглазных жидкостей (для полноценного психического развития детей требуется пространственно-поисковая активность органов зрения);

– упражнения для развития артикуляции (моторные участки коры больших полушарий участвуют в мышечных движениях гортани, языка, рта, челюсти, которые формируют речь);

– упражнения для развития межполушарного взаимодействия;

– дыхательные упражнения позволяют контролировать дыхание, развивают самоконтроль над поведением, эмоциями, речью, движениями.

Особенно эффективны на сегодняшний день дыхательные упражнения для коррекции детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью, которых становится с каждым днем все больше. Сознательный контроль дыхания способствует также снятию эмоционального напряжения и чувства тревоги.

– упражнения на расслабление способствуют гармонизации работы блоков, отвечающих за возбуждение и торможение.

7. Комплекс упражнений на точность восприятия информации.

Все комплексы упражнений позволяют достичь заявленного результата – оптимизировать интеллектуальные ресурсы. Задачи трансформативно-развивающих технологий представлены в таблице 1

Таблица 1. Классификация методик трансформативно – развивающего обучения.

Трансформативно – развивающее обучение по методикам Васильевой Л.Л.

1

Возраст с 4 до 9 лет

РОСТ (развитие, образование, способности,

творчество)

Вундеркинд 1,2,3 ступени.

Программы развития с 4 до 9 лет.

Задачи:

- развить внимание (переключаемость, распределение, концентрацию, устойчивость,);

- развить все виды памяти (зрительная, слуховая, моторная);

- перевести ученика на внутренний контроль;

- развить индуктивность, ритм мысли;

- дать навыки анализа предложений и богатство лексикона (основа

смысловой памяти);

- развить умение удерживать информацию с первого предъявления, без повторов;

- развить умение маркировать, ранжировать информацию;

- развить эмоциональный интеллект («Без эмоции нет памяти» Л.Н.Толстой).

Итог: создать фундамент для последующего предметного обучения.

2

Средняя школа

с 9 до 14 лет

Предметное обучение с 9 лет.

Введение цифровых учебников на этапе закрепления, повторения материала. Каждый учебник должен соединять в себе материалы по школьной программе с интерактивными учебными материалами ) аудио, видео, диагностирующие и корректирующие тесты).

 

Задачи:

- повторение и закрепление пройденного на уроке материала;

- изучение нового материала по теме сверх программы;

- иметь возможность в любое время, в любом месте работать на улучшение предыдущих результатов;

-изучение языков программирования.

3

Старшие классы школы

с 14 до 18 лет

Самостоятельное и индивидуализированное обучение с применением цифровых технологий.

Условия:

- цифровые учебники должны быть содержательными и доступными с планкой чуть выше возможности ученика и в плане содержания, и в плане умения варьировать текстовый материал с интерактивными и медиа-ресурсами;

- охват цифровыми учебниками по предметам всех учеников старших классов;

Внедрение цифровых учебников должно сопровождаться мониторингом и исследованиями самых разных аспектов освоения знаний, формирования умений каждого обучающегося. В ситуации отсутствия положительной динамики индивидуальная корректировка по объему и сложности материала должна быть гарантирована всем учащимся.

 

Как видно из таблицы, методики обучения выстроены по вертикали, охватывают все возрастные группы обучающихся, при этом учитываются возрастные и индивидуальные особенности.

Заключение.
Резюмируя, следует сказать, что конечная цель обучения по трансформативно – развивающим методикам – развитие всех параметров интеллекта (под интеллектом понимается способность переводить теоретические знания в практическую плоскость и умение применять их в жизни) скорости мышления, скорости реакций, скорости действий. Кроме этого, ТРО позволяет адаптироваться к новой цифровой среде, управлять информационными потоками в комфортном режиме, не перегружая психо-эмоциональную сферу человека, быстрее осваивать инновации.

 

Васильева Лидия Львовна,
доктор педагогических наук,
руководитель Международной школы Васильевой Л.Л. Управление информацией. Скорочтение.

Добрый день! Меня зовут Карина.
Я — менеджер по работе с клиентами.
Как Вас зовут?

Заказать звонок

Ваш город: Екатеринбург?
Да Нет
Ваш город:
Пожалуйста, введите название Вашего города или выберите его из списка
Алмата Анапа Арти Барнаул Батайск Белгород Белореченск (Краснодарский край) Березовский Берлин Братск Верхняя Салда Воронеж Всеволожск Горно-Алтайск, Республика Алтай Горный Щит Дегтярск Дзержинск Дюртюли Екатеринбург Есиль Заречный Златоуст Казань Каменск-Уральский Караганда Керчь Киев Киров Краснотурьинск Курган Магнитогорск Мегион Миасс Москва Наро-Фоминск Нефтеюганск Нижневартовск Нижний Новгород Нижний Тагил Новокузнецк Новороссийск Новосибирск Новоуральск Новый Уренгой Ноябрьск Нур-Султан Одинцово Озерск Оренбург Орск Пенза Первоуральск Пермь Петергоф Полевской Прага Пушкин Ростов-на-Дону Рязань Салават Самара Санкт-Петербург Саратов Севастополь село Курганово, Свердловской области Смоленск Среднеуральск Ставрополь Стерлитамак Сургут Сухой Лог Таганрог Темиртау Темрюк, Краснодарский край Томск Троицк Туймазы Тюмень Уфа Ханты-Мансийск Челябинск Щелково Энгельс Якутск Ярославль

Не найдено ни одного города.

Выберите другой город или перейдите на сайт по Екатеринбургу, т.к. в нем находится наш главный офис.