Интеллект человека отвечает за способность приспосабливаться к новым ситуациям, способность к запоминанию огромных массивов информации, воспроизведению полученной информации, созданию на базе полученных знаний новых методик, технологий, инструментов, способность на основе прошлого опыта использовать приобретенные знания в условиях изменяющейся внешней среды.
Мир глобально изменился. Нам «в помощь» созданы десятки умных машин, которые «выкладывают» нам разнообразную информацию по любому вопросу. Человек отдал им на откуп функцию принятия многих решений, успокоился и не заметил, что стал уязвим: не может найти выход из той или другой ситуации, предусмотреть последствия своих действий. По сути он перестал держаться за руль, передоверил свою жизнь и стал управляемым. Это явление становится все более массовым, перерастает в проблему человечества. Следствие: тяжелейшие формы поражения головного мозга стали данностью для большинства высокоразвитых стран.
На протяжении всей истории человечества огромное внимание уделяется изучению интеллекта человека, развитию отдельных его параметров.
К параметрам, формирующим отличительные особенности интеллектуальной системы человека, относят:
- объём оперативной памяти, способность к прогнозированию;
- способность отбирать значимую информацию, в активном режиме отсеивая поясняющую, дополняющую, иллюстрирующую;
- длительность хранения информации, возможность переводить знания в практическую плоскость.
«Интеллект - некая структура, оперирующая знаниями. Человеческий интеллект выполнен в виде нейронных сетей. Он отличается от компьютерного интеллекта прежде всего тем, что количество нейронов и связей в нём несоизмеримо больше, чем в любом компьютере. Кроме того, как устроен и как работает компьютер, в том числе, нейронный компьютер, мы знаем, а о человеческом интеллекте и его работе нам известно очень мало. Но не следует только причитать о сложности человеческого интеллекта, необходимо пытаться строить модели и теории, проверяя их на практике».
Федосеев Р.Ю. Гений –это количество простого.
Адаптивные технологии развития интеллектуальных способностей человека учитывают естественные интересы людей разных возрастных групп, позволяют оптимизировать интеллектуальные процессы. Перекодировка информации обучает человека думать. Чем лучше мозг кодирует информацию, тем лучше запоминает. Основные характеристики адаптивных технологий развития интеллектуальных способностей человека через единственный путь - скорочтение - рассматриваются в разрезе практических и прикладных рекомендаций, которые позволяют ученику овладеть различными видами чтения.
Заявленная технология не дает знания, а в ходе выполнения простых оригинальных упражнений, жесткого ограничения по времени, применений алгоритмов обучает мозг классифицировать, систематизировать, группировать, объединять, сравнивать, комбинировать информацию. Итог: скорость мысли, реакций, действий; качество мыслительных процессов.
В ходе проведения тренинга предлагаются к выполнению задания, направленные на развитие различных параметров интеллекта, в том числе зрительной памяти и слуховой памяти, смысловой и наглядно – образной памяти, на развитие индуктивности мышления и логики. Все вышеперечисленные процессы детально изучены в Школе скорочтения управления информацией Васильевой Л.Л.
Процесс развития зрительной памяти заключается в том, что обучаемому предлагается набор картинок, фотографий, которые необходимо запомнить за ограниченный промежуток времени, а затем по памяти описать с максимальной степенью детализации. Привычный способ работы с пространственными образами позволяет удерживать предметы в основном за счет проговаривания. В данной методике в ходе тренинга ученик запоминает картинку в деталях за счет одновременной работы смешанной памяти – и зрительной, и моторной, и слуховой памяти. Степень сложности упражнений на развитие зрительной памяти повышается за счет сокращения времени на запоминание, увеличения количества и усложнения изображений, которые необходимо запомнить.
Главное условие тренинга – жесткое ограничение по времени, чтобы отсечь возможность повторения, то есть удержания информации за счет зубрежки.
Память нетренированного человека удерживает от 5 до 9 предметов. Поэтому на начальном этапе предлагается именно такое количество изображений. Метод запоминания – группировка.
Что бы не создавалось на сегодняшний день, все включает в себя наработки всех предыдущих поколений. Но только специалист, который знает физиологию головного мозга, уровень готовности того или иного ученика, требования программы, может определить, когда, кому и в каком объеме предложить.
Картинка картинке – рознь. Для малышей подбираются картинки с одиночными, узнаваемыми предметами. Для детей постарше можно использовать фоновые, с деталями. На определенном этапе обучения можно вводить картинки с символами, чтобы увеличить нагрузку на правое, образное полушарие, научить ученика за счет одновременного «включения» правого и левого полушария удерживать информацию. Позже начинается работа над развитием фотографической памяти.
Память тренируется в щадящем режиме. Начальная память - от 5 до 9 картинок с одновременного предъявления. Со второго месяца норма от 10 до 20. В начале обучения ученики знакомятся со способами работы с тематически несвязанными картинками, затем все эти приемы отрабатываются до стадии навыка.
Процесс развития слуховой памяти заключаются в том, что ученик воспринимает на слух текст заданного объема, воспроизводит его по памяти в соответствии с заданием тренера:
-на уровне факта;
-на уровне логической цепочки;
-максимально используя авторскую лексику.
Степень сложности упражнения на развитие слуховой памяти может быть повышена за счет:
-увеличения объема текста;
-увеличения количества событий;
-усложнения лексики;
-за счет вычленения на слух:
- доминанты (основной мысли);
-тезиса (основной мысли, требующей доказательств),
-умозаключения;
-определения на слух способа изложения информации (дедуктивный, индуктивный);
-использования логически несвязанных текстов
(метод винегрета позволяет тренировать избирательную память,
реагировать на фактический материал, в активном режиме
«сбрасывая» несущественную, не востребованную
на данный момент информацию).
Процесс развития смысловой памяти заключается в том, что обучаемый читает текст, а затем выполняет предложенное тренером задание. В качестве ответа на вопросы обучаемый должен предложить ответ:
-на уровне лексики текста;
-на уровне факта;
-на уровне развернутого ответа;
-на уровне четкого, лаконичного ответа на вопросы по прочитанному тексту;
-на уровне структуры текста;
-на уровне отбора конкретной информации;
-на уровне характеристики текста (практическое применение, что нового);
-на уровне логической цепочки (сбрасывая в активном режиме поясняющую, дополняющую, иллюстрирующую информацию).
Процесс развития наглядно-образной памяти, гармонизация работы полушарий заключается в том, что обучаемому предлагается набор изображений (символы, геометрические изображения, расположенные в виде коврика, знакомого образа), которые необходимо запомнить за ограниченный промежуток времени, затем, мысленно удерживая образ, воспроизвести его фотографически на листе бумаги. Степень сложности упражнений на развитие наглядно-образной повышается за счет сокращения времени, увеличения количества и усложнения изображений, которые необходимо запомнить.
В качестве упражнений для укрепления зрительных мышц могут быть использованы упражнения на развитие бинокулярного зрения, способствующие укреплению и расслаблению зрительных мышц, нормализации давления внутриглазных жидкостей, стабилизации зрения. Выполнение упражнений способствует снижению утомляемости глаз обучаемого, что обеспечивает возможность более длительной работы с информацией.
Процесс развития периферического зрения заключаются в том, что обучаемому предлагают выполнение упражнений, направленных на увеличение поля ясного видения, расширения зрительной оси.
Процесс развития смешанной памяти.
Подбираются упражнения, в которых задействуется одновременно слуховая (проговариваем, соединяя, например, картинки нелепой связью), зрительная (видим картинки в их последовательности), смысловая (сочиняем предложения, эмоционально окрашивая мысль). Повторение исключается.
Время- 9 объектов - 15 секунд.
Объем увеличивается постепенно. Требования сохраняются.
Время – 16 объектов - 1 минута.
Время – 25 объектов - 2 минуты.
Время – 36 объектов - 3 минуты.
Процесс развития индуктивности мышления, ритма мысли дает возможность за ограниченное время видеть логику расположения информации и пошаговые алгоритмы ее считывания. Эти навыки необходимы для формирования умения видеть структуру текста и в активном режиме выбирать соответствующий алгоритм ее запоминания. Упражнения на развитие индуктивности мышления заключаются в том, что обучаемому предлагают таблицу, в ячейках которой расположены символы, картинки, числа, буквы по заданному алгоритму, при этом обучаемый должен за ограниченный промежуток времени запомнить алгоритм расположения элементов таблицы, а затем воспроизвести его фотографически на листе бумаги.
Таблицы, в ячейках которых расположены элементы таблицы, могут содержать нарушение алгоритма, который выражается в использовании элемента таблицы, отличного от предполагаемого.
Степень сложности упражнений на развитие индуктивности мышления повышается за счет увеличения размера таблицы, сокращения промежутка времени для запоминания, увеличения количества нарушений алгоритма расположения элементов.
Процесс развития вербального интеллекта заключаются в том, что обучаемому предлагают упражнения:
-на понимание слов;
-понимание слов и значений в их взаимосвязи;
-понимание слов и значений в их взаимосвязи и умение мыслить по аналогии;
-выделение существенных признаков предметов;
-индуктивное речевое мышление;
-богатство лексикона.
Далее следуют упражнения, способствующие обогащению лексикона, развитию гибкости вербально-абстрактного мышления. Сложность упражнений на развитие вербального интеллекта может быть повышена, например, за счет сокращения времени на выполнение задания, увеличение объема, усложнения используемой терминологии.
Процесс развития навыков запоминания тематически несвязанной информации заключаются в том, что обучаемому предлагают лексически и семантически несвязанные элементы, например, слова или изображения. Ученики знакомятся со способами запоминания тематически несвязанной информации, на протяжении всего курса обучения формируется навык запоминания. Обучаемый за ограниченный промежуток времени должен установить ассоциативную связь между элементами (или воспользоваться другим способом), запомнить их, а затем воспроизвести в той же последовательности и количестве. Сложность упражнений на развитие навыков запоминания тематически несвязанной информации повышается за счет сокращения времени на запоминание и увеличение количества элементов. Мозг должен активизироваться в щадящем режиме. В начале курса на любой параметр интеллекта 5-9 объектов, в конце курса 100 объектов в определенной последовательности.
Процесс гармонизации работы полушарий направлен на развитие смысловой памяти, развитие эмоционального интеллекта, скорости зрительного восприятия.
Левое отвечает за буквальное понимание слов – правое считывает подтекст.
Левое владеет алгоритмами работы с информацией, поэтапное считывание, правое - за целостность удержания информации (гештальт).
Левое работает на уровне значений слов, но правое опознает слова, как картинки.
Процесс развития концентрации, устойчивости, переключаемости, распределения внимания» направлен на распределение нагрузки между полушариями головного мозга для обеспечения максимальной работоспособности и исключения возможности умственного переутомления.
Выполняя задания, необходимо придерживаться нескольких требований:
- выполнять упражнения систематически;
- концентрироваться на какой-либо конкретной форме (игрушка, цветок, работа с таблицей);
- не выполнять упражнение на концентрацию внимания при умственной усталости (например, сразу после уроков);
- когда в голову приходят ненужные мысли, не бороться с ними, не развивать, сохранять безразличие;
- не увеличивать время, даже если ученик не успевает первое время выполнить весь объем задания. Постепенно мелкие мышцы рук окрепнут, и он будет справляться со всем объемом;
- упражнение выполнять остро отточенным карандашом или шариковой ручкой.
Упражнения на развитие внимания включают разнообразные задания, которые выполняют в такой последовательности, чтобы обеспечить оптимальную нагрузку Каждое упражнение выполняют в течение 2-3 минут. Выполнение упражнения менее 2 минут может не обеспечить формирование соответствующего навыка. Выполнение упражнений более 5 минут может привести к переутомлению обучаемого, что снижает эффективность процесса развития его интеллектуальных способностей.
Процесс оптимизации арифметико-практического мышления, логики включает разнообразные задания, направленные на развитие вычислительных способностей, математической логики, умение мыслить по аналогии. Указанные упражнения выполняют в течение всего курса обучения.
В результате обучения ученик (слушатель) добивается высоких результатов.
Результаты представлены в таблице 1.
Таблица 1. Примерные скоростные характеристики темпа чтения для курса
«Управление информацией. Скорочтение» 2001-2009 год.
(с учетом исходных данных)
исходные данные, кол-во слов/мин. |
150 |
180 |
200 |
230 |
250 |
280 |
300 |
Конец 1 месяца (+40%) |
210 |
232 |
280 |
322 |
350 |
392 |
420 |
Конец 2 месяца (+40%) |
294 |
324 |
392 |
450 |
520 |
548 |
588 |
Конец 3 месяца (+40%) |
411 |
452 |
548 |
630 |
728 |
767 |
820 |
Конец 4 месяца (+40%) |
575 |
632 |
767 |
882 |
1018 |
1074 |
1148 |
Конец 5 месяца (+40%) |
805 |
884 |
1073 |
1234 |
1420 |
1503 |
1607 |
Конец 6 месяца (+40%) |
965 |
1050 |
1300 |
1480 |
1700 |
1800 |
1940 |
Как видно из таблицы еще несколько лет назад к концу курса, т.е. 6 месяца обучения, темп чтения увеличивался в несколько раз. Такой результат оказывал положительное влияние на все параметры интеллекта, повышал профессиональную эффективность слушателя.
Таблица 2. Примерные скоростные характеристики темпа чтения для курса
«Управление информацией. Скорочтение» 2015-2018 год.
(с учетом исходных данных)
исходные данные, кол-во слов в мин. |
150 |
180 |
200 |
230 |
250 |
280 |
300 |
Конец 1 месяца (+40%) |
210 |
232 |
280 |
322 |
350 |
392 |
420 |
Конец 2 месяца (+20%) |
254 |
278 |
336 |
386 |
420 |
470 |
504 |
Конец 3 месяца (+20%) |
510 |
334 |
402 |
462 |
504 |
564 |
604 |
Конец 4 месяца (+20%) |
612 |
400 |
482 |
554 |
604 |
676 |
724 |
Конец 5 месяца (+20%) |
734 |
480 |
578 |
664 |
724 |
810 |
868 |
Конец 6 месяца (+20%) |
876 |
576 |
696 |
796 |
868 |
972 |
1040 |
Как видно из таблицы результат от освоения методики несколько менее эффективен, причин несколько: интеллектуальный инфантилизм, жестко закрепленное линейное мышление, владение только одним видом чтения – углубленным, сформированная годами привычка работать с выжимками информации (компьютер), неумение в режиме быстрого чтения видеть структуру текста, развитие мыслей автора, отсутствие целостности восприятия информации, отсутствие развитой долговременной памяти.
Адаптивные технологии развития интеллектуальных способностей человека дают полноту и качество понимания, запоминания информации, правильной ее архивации и доступ к ней.
Васильева Лидия Львовна
руководитель Тренингового центра
«Международная школа Васильевой Л.Л. Управление информацией. Скорочтение»