Мы, тренеры по адаптивным технологиям, отвоевываем вас у социума, усредненного и не очень умного. Делаем все, от нас зависящее, чтобы социумом управляли профессионалы. А стать таковыми вам не поможет образование, полученное в вузе любой направленности. Он дает сумму знаний, а трансформативный путь дает вам не только доступ к этим знаниям, но и обучает тому, как надо образовываться, переобразовываться, шагать в ногу со временем, быть востребованным и сегодня, и завтра, и через 10–20 лет.
Еще раз. Не образование важно (это для детей до 12 лет, когда они получают готовые знания от посредника-учителя), а умение добывать знания и использовать их в своей деятельности. Интернет сделал знания общедоступными, но человек, не обученный систематизировать, классифицировать, группировать информацию, тонет в прямом смысле этого слова. Ценность любого человека на сегодняшний день заключается в том, чтобы выбирать именно то, что тебе жизненно необходимо именно сейчас.
Информированных людей с каждым днем становится все больше и больше, а вот знающих — все меньше и меньше. Умение обрабатывать информацию, пропускать ее через призму собственного восприятия встречается крайне редко.
Вся академическая литература по психологии говорит о том, что память тренируется. Школы, институты строят свое обучение, придерживаясь информативного пути развития. Дается конкретная информация и ученик оценивается на уровне «запомнил-не запомнил». Существует другой способ — трансформативный. О нем писал еще Лев Николаевич Толстой.
Память не тренируется. Нам от природы дана абсолютная память. Это подтверждается исследованиями профессора, доктора медицинских наук Владимира Леонидовича Райкова в Москве. Он заводил человека в комнату 25 кв м, которая была оклеена с пола до потолка газетами. Человек находился там 5 минут. Не прочитать, просто бегло просмотреть все невозможно: объем огромный. Потом человека выводили из комнаты, вводили в состояние гипноза и давали конкретное задание — прочитать с такой-то фразы. И он воспроизводил дословно.
Есть люди, которые обладают повышенной способностью к запоминанию и воспроизведению информации. Она может касаться разных видов памяти. Часто переходит в заболевание, когда человек не может забывать информацию, посекундно, поминутно помнит все. Это причина заболевания гипермнезией (чрезмерная память). Объем оперативной памяти конечен, а у некоторых людей экстраординарная способность все запоминать, стереть воспоминания они не могут. По цепи нейронов постоянно проходит электрическая активность. Продолжаясь определенное время, реверберация приводит к многофункциональным и биохимическим изменениям, включается долговременная память. Но перед глазами этих людей постоянные образы, воспоминания, психика перегружается.
Память здорового человека содержит всю информацию, которую мы осознаем и даже которую не осознаем, но которая попала в поле нашего зрения, которую мы услышали, но на наш взгляд, не обратили на нее внимания. Мы воспринимаем все, даже то, что говорят в настоящее время в соседнем доме, но буфер памяти не пропускает, из области подсознательного эта информация не перемещается в область сознательного.
По сути, наш «тонковолоконный» канал конечен и вдобавок забит ненужными шумами, параллельными мыслями. Вторая сигнальная система достаточно емкая, она забивает буфер памяти. Мы знаем, воспринимаем и помним всю информацию, которая попала к нам через любой канал восприятия. Мы ее не можем воспроизвести, потому что у нас не выстроена система ранжирования. Знания не промаркированы надлежащим образом. Соответственно, мы не знаем, где в этом огромном хранилище информации найти нужный файл, а маркировкой этой информации являются эмоции (Толстой Л.Н. писал, то без эмоции нет памяти). В связи с тем, что человек эмоционально перегружен (это называется семантический разрыв, шизофрения, по большому счету), мы всегда испытываем не те эмоции. Ребенок спрашивает маму: «Ты меня любишь», — мама говорит: «Конечно». Но 5 минут назад она поругалась с мужем, какую эмоцию она испытывает? И в словах: «Да, люблю», — прозвучало интонационно: «Отстань, не до тебя». Следовательно, ребенок промаркировал информацию в хранилище памяти несоответствующими эмоциональными кодами, поэтому в дальнейшем он эту информацию найти будет не в состоянии. Любовь для него не будет радостью, открытием.